В моде 1920 - 1930-х гг. была необычайно велика роль аксессуаров — для
многих новая шляпка или сумочка были единственно доступным способом
следовать моде.
Экстравагантные аксессуары дополняли костюмы и платья классических форм и
пропорций, в которых талия вернулась на естественное место, и были
подчеркнуты бедра.
Особенно были популярны шляпки (крошечные или с огромными полями),
меховые горжетки из песца или чернобурки, байты на шее, перчатки с
большими раструбами, сумки-конверты, которые носили под мышкой.
Финансовые затруднения привели к тому, что в массовой моде
распространилась дешевая бижутерия, настоящие драгоценности почти никто
не покупал.
Практически все кутюрье придерживались правил «хорошего вкуса». И только
двое предложили принципиально новые идеи. Впервые профессиональными
модельерами была поставлена задача создания одежды «вне моды», которая
была бы не подвластна времени.
В 1920-е г. К. Шанель предложила идею ношения бижутерии, которую, в
отличие от драгоценностей, можно было носить и с повседневной одеждой.
При помощи аксессуаров и дополнений платье легко превращалось из
повседневного (с белым воротничком) в нарядное (с украшениями и
искусственным цветком), освобождая женщину от необходимости
переодеваться несколько раз в день.
Это было смелым нарушением традиций — множество драгоценностей с
дневными платьями в начале 20 века носили только дамы полусвета. К.
Шанель считала, что украшения не должны вызывать зависть, а должны
радовать женщину, придавая нарядность даже самой простой одежде.
Сама К. Шанель носила ожерелья из поддельного жемчуга вместе с
настоящими украшениями, доказывая, что подделки гораздо эффектнее и
красивее настоящих украшений. Как она сама говорила, ее «византийский»
вкус более всего проявился в украшениях — в одежде она была
«минималисткой» (именно К. Шанель стала автором концепции минимализма в
моделировании одежды), но когда речь шла о бижутерии, она становилась
«максималисткой», нарушая все традиции «хорошего вкуса».
B 1924 г. К. Шанель открыла мастерскую по производству бижутерии и
бутик, в котором продавались ее духи, в 1929 г. — бутик по продаже
аксессуаров «от кутюр». К. Шанель сыграла в этом роль пионера. Устав от
украшений «Высокого ювелирного искусства», она решила производить клипсы
(застежки), броши и гарнитуры, спроектированные в ее собственном вкусе.
Для нее ювелирные украшения должны были быть декоративными
(орнаментальными) и забавными. Она говорила: «Я охотно покрываю себя
ювелирными украшениями, потому что они всегда на мне смотрятся фальшиво,
но и люблю их носить, так же как шарф или пару чулок».
Костюмные украшения не долго резервировались для великолепных тканей,
для официальных вечеринок и балов; они стали хорошо подходить к джерси,
твиду, а также пуловерам (свитерам. В Лондоне, К. Шанель сопровождала
свой день множеством украшений, которые она носила так, как не могла
себе позволить женщина из хорошего общества, если она носила длинное
платье; поверх мужского жилета она носила каскад из жемчуга; на берет
моряка она прикалывала «pave» – украшения, составленные из драгоценных
камней.
К. Шанель это уже не заботило, так как в Лондоне больше не было мест,
где ношение украшений стало бы дурным тоном: элегантные женщины надевали
украшения на пляж и в море (на морскую прогулку). Все модные дома,
следуя примеру К. Шанель, продвигали отделы «украшений кутюрье», которые
предлагали ежесезонно обновляемые коллекции и открывали новые каналы
сбыта для производителей.
В ноябре 1932 в ее салонах, К. Шанель и Поль Ириб организовали выставку
ювелирных украшений с бриллиантами, представленными на старых восковых
манекенах: тиары, браслеты, ожерелья, стреляющие звездами, которые
играли вокруг шеи и блистающие, как крылья бабочки.
К. Шанель оказалась прирожденной коммерсанткой, властной рукой ведя свое
дело и став в 1920-е гг. одним из ведущих создателей высокой моды. К.
Шанель предложила ношение бижутерии, считая их достойной конкуренцией
дорогим украшениям, считая костюмные украшения достаточно демократичными
и привлекательными.